Le cadeau...(фр. подарок)

26 марта 2009 года в 12:00 по Парижскому времени на станции Madeleine 14 ветки парижского метрополитена был открыт витраж "Курочка ряба"...
Именно это обстоятельство заставило меня прогуляться по этой станции 8 ноября 2010 года...но правда, было ещё желание прокатиться на полностью автоматизированной 14 линии RATP (так же известной как "Метеор"). Но обо всём по порядку.
Итак, Курочка ряба...от куда же она здесь появилась?
Оказывается, курица - подарок Московского метрополитена парижскому. Метрополитены наших столиц сотрудничают довольно давно. Французский опыт учитывался при строительстве нашего underground. Позже, был заключен договор о межкультурном сотрудничестве между нашими подземками и дальнейшем укреплении партнерских связей между мэриями Москвы и Парижа. В связи с этим, парижский метрополитен подарил Москве архитектурную композицию "Guimard" (Гимар), установленную на площади Европы в Москве на входе станции метро "Киевская". Подаренный архитектурный ансамбль полностью повторяет вход в парижский метрополитен, созданный по одному из проектов Гимара.
Hector Guimard (Эктор Гимар) - архитектор, один из главных представителей стиля Art Nouveau во Франции. Именно он спроектировал наземные вестибюли парижской подземки, которые строились в период с  1899 по 1908 год.


Московский метрополитен решил в долгу не оставаться и сделал ответный подарок Парижу в виде вышеупомянутого витража. Московский метрополитен славиться своим прекрасным архитектурным оформлением, в том числе и витражами. И именно витраж в качестве подарка выбрали для себя французы. Витраж был создан по эскизу русского художника Ивана Лубенникова (какое созвучие фамилии автора и стиля, в котором он вершил сие своё творение - русский лубок). На черном фоне изображена Курочка Ряба, собранная из элементов, символизирующих Москву и Россию. Здесь встречаются и Серпы-Молоты, и звезды, и купола церквей, и куранты, станции московского метро, и даже наш первый спутник! Не обошлось и без самовара с бубликами.


Вообще, я не ожидала увидеть подобный шедевр в парижском метро. Это визуальное чудо просто выбило меня из колеи парижской жизни, куда я уже успела вписаться за то время, что я там прожила. Настолько эта курица русская. И ещё, она вызывает весьма противоречивые чувства...особенно, когда начинаешь рассматривать детали (сочетание советской и русской символики - как то, христианских куполов и атеистических серпов-молотов).




Довольно не обычно читать знакомую с детства русскую сказку на французском языке. Название Ряба, конечно, на французский переведено не было. Так оно и остается для французов неведомым именем собственным.
  
Ryaba, la petite poule.
Il ètait une fois un vieil homme et sa femme.
Ils avaient une petite poule du nom Ryaba.
Un jour elle pondit un œuf extraordinaire: tout en or.
Le vieil homme tenta de le casser: "toc-toc"!...Rien à faire!
Sa femme tenta de le casser: "toc-toc"!...Rien à faire!
Une petite souris qui passait par là fit tomber l'œuf et le brisa.
Le vieil homme se mit à pleurer. Sa femme aussi.
Alors la petite poule leur dit: ne pleure pas, grande-père, ne pleure pas, grande-mère!J'en poundrai un nouveau, mais pas en or...

Курочка Ряба весит целых 2,5 тонны. Витраж сделан из черного полированного железа и цветных стекол, созданных в городе Гусь Хрустальный (работы по созданию длились около года). Размер композиции 10 на 6 метров. Доставлялась в Париж в разобранном состоянии. 
Курочка, конечно, очень впечатляет, но и сама станция тоже представляет собой определенный интерес, так как является одной из станций полностью автоматизированной 14 линии парижского метро.
Так выглядит станция Madeleine. На заднем плане виден витраж с Рябой:


14-ая линия была открыта в 1998 году и славится тем, что она полностью автоматизирована. На станциях этой ветки приятно находиться в силу их чистоты и просторности. Длина перронов больше обычных на 30-45 метров!


Эта линия была создана для разгрузки RER A, которую она частично дублирует, проходя аж через 3 вокзала.

 
Довольно интересное ощущение создается, когда едешь в поезде, который управляется автоматом, а не машинистом. В первом и последнем вагоне можно видеть туннель метро в виду отсутствия кабины машиниста.



На станции устраиваются различные экспозиции. Я попала на такую:


  
Подобные выставки реализованы и на других станциях метро в рамках проекта Stop It!, проходившего в Париже в октябре-ноябре 2010 года.

Комментариев нет: